Вилюйск православный

План г.Вилюйска XIXв.

План г.Вилюйска XIXв.

На протяжении всей своей истории, Вилюйск был мощным форпостом становления и развития Православия в Якутии. Вместе с освоением русскими первопроходцами этого сурового края начался процесс знакомства местных племен с русской христианской культурой, а через нее и с культурой общеевропейской. Вместе с казачьими отрядами, достигавшими весьма отдаленных мест, путешествовали и церковные миссионеры. Они изучали язык, нравы и обычаи северных народов. Ими были составлены первые молитвы на языках народов Севера. Их труды способствовали духовному просвещению Восточной Сибири.

В XVII в. церкви строились только там, где жили русские, поскольку они обслуживали в основном русское население. На территории Вилюйска, несмотря на отсутствие в это время храмов и отсутствие постоянного духовенства, православные традиции сохранялись среди казачества[1].

Панорама г.Вилюйска нач. ХХв.

Панорама г.Вилюйска нач. ХХв.

Новый этап развития церковной жизни вилюйского края связан с именем епископа Иркутского и Нерчинского Иннокентия (Неруновича), который путешествовал с миссией по берегам Вилюя в 1741 г.[2]. Проповедническая и миссионерская деятельность епископа Иннокентия и прибывшего с ним духовенства нашла отклик в сердцах местного населения. Обращая местные племена в православную веру, каждый священник собственной жизнью являл пример духовной и нравственной чистоты, именно это и было залогом успешной миссионерской деятельности. Во время пребывания на территории теперешнего Вилюйска владыка Иннокентий заложил здесь часовню во имя Святителя Николая, а затем ходатайствовал перед Синодом о строительстве в городе Никольского храма. Разрешение было получено и 28 августа 1742 г. состоялось великое освящение построенной церкви. «Деятельность первого православного храма в бассейне Вилюя дала толчок к складыванию постоянного населения в регионе и во второй половине XVIII в. оно превращается в небольшое селение русских казаков, духовенства и чиновников»[3]. В 1784 г. Николаевская церковь сгорела и на ее месте в 1800 г. построена новая Николаевская церковь[4]. Это был деревянный, двухэтажный храм с колокольней над папертью. Нижний этаж отапливался для совершения служб в холодное время года, верхний храм на втором этаже использовался летом. Церковь простояла 100 лет и была разобрана из-за подмыва берега течением реки.

Старо-Никольский собор

Старо-Никольский собор

Большая протяженность территории Вилюйского округа, постепенное увеличение численности христиан среди местных народов все острее актуализировали  вопрос о строительстве новых храмов. Однако общая бедность населения и кочевой образ жизни не могли способствовать быстрому появлению приходов. Священнослужители, которых было крайне мало, вынуждены были обслуживать огромные районы с большим количеством жителей, проезжая расстояния иногда по 300-700 верст.

XIX век — это время укрепления христианских ценностей на огромных пространствах Якутии. Вилюйску предстояло стать центром православной культуры всей Западной Якутии. Согласно архивным данным, уже «к 1828 году всё коренное население Вилюйского округа было православным»[5]. Церковные приходы направляли общественный быт населения и постепенно становились культурно-информационными центрами для местных жителей. Здесь можно было узнать о событиях, происходивших в стране и в мире.

Расцвет православия в Якутии неразрывно связан с именем Святителя Иннокентия (Вениаминова), митрополита Московского и Коломенского (1797–1879). С 1853 по 1860 гг. владыка Иннокентий проживал в Якутске и «по праву считается одним из самых крупных деятелей сибирской культуры: ученый-языковед с мировым именем, этнограф, выдающийся богослов и педагог, неутомимый проповедник. Более сорока лет он занимался миссионерской деятельностью на Аляске, Алеутских, Командорских и Курильских островах, на Чукотке, Камчатке, на Амуре и Дальнем Востоке, в Якутии»[6]. Не оставил своим попечением святитель Иннокентий и вилюйскую землю, впервые приехав сюда с проповедью зимой 1854 г.[7]. Именно с этого времени в Якутии повсеместно начали созидать храмы, при которых впоследствии организовывались церковно-приходские школы.

Ученики Высшего начального и городского приходского училищ, 1913 год

Ученики Высшего начального и городского приходского училищ, 1913 год

Эти учебные заведения не только укрепляли православную культуру, но и способствовали распространять среди местного населения элементарную грамотность[8]. Основными направлениями деятельности Русской Православной Церкви в вопросе христианизации народов Якутии в этот период становятся просветительская, переводческая и духовно-учебная[9].

«В 1869 г. был издан императорский Указ о создании с 1870 г. самостоятельной, 53-й в составе Российской империи, Якутской и Вилюйской епархии»[10]. Получив высокий статус второго кафедрального города якутских архиереев, Вилюйск продолжил развитие уже как мощный духовно-просветительский и культурный центр региона. К началу ХХ века в Вилюйском благочинии насчитывалось более 30 храмов и часовен, 3 из которых находились на территории самого города[11]. Это Никольская церковь, с учреждением епархии в 1870 году получившая чин собора, Иннокентьевская кладбищенская церковь и Новониколаевский собор. Иннокентьевскую церковь построили в 1892 году на городском кладбище и в ней горожане молились о упокоении почивших сродников и друзей. Пятиглавый, деревянный, светлый и просторный храм созидался как дань памяти тем славным вилюйчанам, трудами которых приумножались слава и богатство родного края.

Вид на Иннокентьевскую кладбищенскую церковь

Вид на Иннокентьевскую кладбищенскую церковь

Непростой оказалась судьба Вилюйского Никольского собора. К концу XIX в.  здание  собора нуждалось в ремонте, основной причиной которого являлся подмыв берега течением реки. За сто лет существования этого храма Вилюйск сильно изменился и преобразился. Административный центр города находился теперь в стороне от соборного храма, что было препятствием успешного функционирования приходской жизни. Все эти факторы обусловили решение  строительства нового храма в самом сердце современного города, которое закончилось  в 1910 году, и 12 декабря деревянный однопрестольный Новониколаевский собор торжественно освятили[12]. Примечательно, что на строительство этого храма император Николай II пожертвовал 1000 рублей[13].

О благолепии нового храма заботились Вилюйские купцы и меценаты. Например, «из архивных документов выясняется, что Н.А. Расторгуев и И.Н. Харитонов совместно подарили Николаевскому собору образы Святого Николая и Иоанна Крестителя размером больше аршина в длину и ширину в серебряной ризе весом в 3 кг»[14]. В 1886 г. при соборе открыли церковноприходскую школу, новое здание для которой подарил в 1898 г. купец И.Н. Харитонов. При соборе всегда работала библиотека, насчитывающая более 400 экземпляров книг и журналов. Купец 2-ой гильдии Н.А. Расторгуев ежегодно вносил в Якутское казначейство в пользу вилюйской школы и приходского 4-классного высшего начального училища значительные средства и за бескорыстное попечительство дважды награждался от имени царя серебряной медалью на Станиславской ленте.

Новоникольский собор, нач. XXв.

Новоникольский собор, нач. XXв.

Специально для колонии больных проказой, находившейся недалеко от города, в 1894 г. на средства, выделенные оберпрокурором Синода К.П. Победоносцевым, и на купеческие пожертвования, построили однопрестольную Пантелеимоновскую церковь[15]. Хорошо известно (благодаря фотографиям, сохранившимся описаниям), что церковь была деревянной, с колокольней над папертью. Иконостас храма — из ценных пород дерева (ясень), а церковная утварь приобретена на пожертвования, собранные жителями г. Москвы и г. Иркутска. 3 июля 1901 г. «ночью молнией разбило средний купол Свято-Пантелеимоновской церкви в выселке прокаженных, снесло трубу, пробило печь и стены в нескольких местах. Огонь прошел за иконою св. Пантелеимона, полученной со св. Афонской горы, которая осталась неповрежденной»[16]. Но сам храм от грозы мало пострадал. Почти одновременно со строительством церкви на деньги вилюйского купца И.Н. Харитонова в 1897 г. построили дом для проживания священника и в 1894 г. дом для псаломщика. На его же средства обустроили на территории колонии прокаженных и Лазаревскую усыпальницу. В связи с визитом в Вилюйск и в лепрозорий в 1913 г. губернатора М.А. Пономарева отремонтировали обветшавшую Пантелеимоновскую церковь и открыли при ней школу грамоты[17].

Пантелеимоновская церковь в Сосновке

Пантелеимоновская церковь в Сосновке

Все это свидетельствует, что православная культура укоренилась на вилюйской земле и стала неотъемлемой частью повседневной жизни местного населения. Размышляя об этом в 1913 г., якутские общественные деятели П.Н. Сокольников и Д.И. Слепцов констатировали: «В настоящее время так называемые инородцы[18] находятся на стадии глубокой эволюции превращения кочевника в культурного человека. Усвоение русского языка, грамоты и православной веры кочевниками идет ускоренным темпом. По крайней мере, мы, якуты, свободны от ислама и буддизма, можем гордиться тем, что не менее 100 лет тому назад поголовно восприняли православие»[19].

В церковно-административном отношении Якутия к началу ХХ века представляла собой разветвленную, четко организованную систему духовных органов и учреждений, оказывавших существенное влияние на жизнь местного населения. С увеличением числа церквей в Вилюйском округе возросла и численность якутского духовенства, повысился его образовательный уровень. Историк церкви И.И. Юрганова, опираясь на данные архивов и отчеты священников из благочиний, указала на такой важный факт: «к началу ХХ столетия белое духовенство Якутии имело священнические династии»[20]. Огромную роль в духовно-нравственном воспитании жителей Вилюйского округа сыграли местные потомственные священнослужители Винокуровы, Поповы, Синицыны, Протопоповы, потомки которых и сейчас живут в Вилюйском улусе.

Основателем одной из самых известных священнических династий Вилюйска — Винокуровых стал священник Михаил Винокуров. Сохранились сведения, что вилюйская Никольская церковь начала действовать именно «тщанием священника Михаила Винокурова с прихожанами»[21]. Впоследствии представители вилюйского духовенства, будучи выпускниками Якутской семинарии, вели успешную миссионерскую и просветительскую деятельность. Например, настоятель Новониколаевского собора Вилюйска протоиерей Алексей Михайлович Винокуров с 1896 г. являлся уездным наблюдателем церковноприходских школ Вилюйского округа с исполнением обязанностей законоучителя Вилюйского одноклассного народного училища и заведующего Вилюйским отделением Якутского епархиального свечного Комитета, а также делопроизводителем и казначеем Вилюйского местного комитета Российского общества Красного Креста. За усердные труды его наградили серебряной медалью на Александровской ленте (1897 г.), бронзовой медалью «За труды по первой Всеобщей переписи населения 1897 года», памятной серебряной медалью на Владимирской и Александровской лентах (1911 г.), крестом и бронзовой медалью в честь 300-летия Дома Романовых (1913 г.)[22]. Его брат — Евгений Михайлович Винокуров окончил Якутскую духовную семинарию. В 1891 г. рукоположен к Пантелеимоновской церкви в колонии прокаженных, с 1910 г. — общий духовник духовенства Вилюйского округа. Награжден нагрудным крестом и памятной бронзовой медалью в честь 300-летия Дома Романовых (1913 г.)[23].

Современный Вилюйск

Современный Вилюйск

Печальная участь ожидала православные храмы и часовни Вилюйского благочиния в советский период. Почти все они были уничтожены в 30-ые годы XX века. В 1920 г. старое здание Вилюйского собора было разобрано на топливо; в новом здании собора в советское время размещалось почтовое отделение. Здание Новоникольского собора (без куполов и колокольни) сохранилось до наших дней и теперь в нем жилой дом. Сохранилось здание Покровской церкви села Мастах Вилюйского района, построенной в 1885 г. В 1929 г. со здания церкви были сняты кресты и купола, впоследствии оно использовалось в качестве сельсовета и колхозного клуба»[24].

Грозные революционные раскаты не пощадили и местное духовенство. Многие из них были расстреляны или отбывали сроки в ссылках и лагерях. Те, кто избежали такой печальной участи, вынуждены были оставить сан, но продолжали неустанно трудиться на ниве просвещения. Уездный наблюдатель школ Вилюйского округа священник И.Е. Попов в 1916 г. писал в епархиальный училищный совет: «Не надо быть пророком, чтобы предсказать, что при таком положении дел в скором времени прикроются в Вилюйском округе все церковноприходские школы… О, Господи, не дай мне дожить до печальных для церковных школ округа дней!». Действительно, 2 октября 1917 года все церковноприходские школы перешли в ведение Министерства народного просвещения. Таким образом, священнику пришлось отказаться от сана и пережить церковноприходские школы на целых 27 лет. Отдавая должное И.Е. Попову, надо сказать, что он для своего времени был человеком образованным, хорошо понимавшим надобность образования… Ему принадлежит честь создания передвижной русско-якутской азбуки. Кроме того, в газете «Сибирская жизнь» печатались его рассказы о положении якутского населения, статьи по вопросам народного образования. Сам он учил детей при Кутанинской церкви Вилюйского благочиния»[25].

Первым директором Вилюйского педагогического училища стал выпускник Казанской духовной академии, кандидат богословия, преподаватель церковной истории Якутской духовной семинарии, участник Всероссийского Церковного Собора 1917 года Петр Васильевич Новиков[26]. В училище он преподавал русский, латинский, немецкий и французский языки, экономическую географию, историю литературы, теорию словесности и педагогику. О его духовно-педагогическом наставничестве и таланте педагога часто вспоминали многие выпускники 1920-х – 1930-х гг. «Образованный, прекрасный учитель, исключительно выдержанный, спокойный человек», — писала в 1925 г. выпускница Н.М. Алексеева[27]. В памяти другой выпускницы В.Г. Чиряевой П.В. Новиков остался «самым лучшим, самым корректным, культурным, тактичным педагогом», внушавшим уважение «всем своим видом»[28].

Вид с восточной стороны

Вид с восточной стороны

Как гласит Священное Писание: «время разбрасывать камни, время собирать камни»[29].  Почти целое столетие предпринимались попытки разорвать связь времен, но совершенно невозможно, растоптав прошлое, достойно жить в будущем. В 1993 году началось возрождение Якутской епархии. Большая роль в этом принадлежала епископу Якутскому и Вилюйскому Герману (Моралину), управлявшему епархией с 1993 по 2004 год (ныне — митрополит Курский и Рыльский), впервые приехавшему сюда в 1994 году. Именно тогда в Вилюйске образовалась православная община. Год от года зрела решимость верующих воссоздать в городе храм. А пока службы совершались в выделенной властями под молитвенный дом части здания клуба (сейчас здесь расположилась воскресная школа).

Знаковым событием для Вилюйска стал приезд в ноябре 2006 года епископа Якутского и Ленского Зосимы (Давыдова), который освятил место под строительство будущего храма. Начавшееся созидание Дома Божия явилось для жителей всего улуса радостным чудом возвращения к основам духовности, не оставив никого равнодушными, поэтому храм строили воистину всем миром.

епископ Якутский и Ленский Роман

епископ Якутский и Ленский Роман

Неоценимым вкладом в развитие нашего города являются многочисленные труды по воссозданию Свято-Никольского храма нынешнего Якутского архипастыря – Преосвященного епископа Романа, ведь именно ему пришлось завершать начатое в предыдущие времена строительство. Владыка смог изыскать огромные средства, привлечь необходимых специалистов и вложить в строительство душу и собственные таланты. В результате этой многотрудной работы 7 октября 2013 г. в рамках празднования 20-летия возрождения Якутской епархии состоялось великое освящение возрожденного Свято-Никольского храма г. Вилюйска. Разделить радость праздника с вилюйчанами приехал высокий гость из Польши епископ Горлицкий Паисий (секретарь Синода Польской Православной Церкви).

Интерьер Свято-Никольского храма

Интерьер Свято-Никольского храма

Выбор даты освящения можно назвать промыслительным, поскольку в церковном календаре она стоит между днями памяти Святителя Московского Иннокентия – апостола Сибири и Америки и преподобного Сергия Радонежского – игумена Земли Русской. Молитвенным предстательством этих великих угодников Божиих развивается и укрепляется православная жизнь на Вилюйской земле.

Возрожденный Свято-Никольский храм является теперь не просто архитектурной доминантой города – его жемчужиной, но и видимым символом возрождения Вилюйска, возвращения его жителей к духовно-нравственным традициям и православной культуре. «Сегодня постепенно возрождается духовная составляющая народа саха, его традиции, праздники и нравственные ценности. И в этом процессе по-прежнему особая роль и значение принадлежат Русской Православной Церкви»[30].

настоятель Свято-Никольского храма г. Вилюйска
иеромонах Роман ( Сокольников)
Фасад храма

Фасад храма

[1] См.: Шишигин Е.С. Якутская епархия (краткий исторический очерк и проблемы возрождения) – Мирный – 1997. – С. 13.

[2] Дмитриева И.А. На Север сквозь века. История православия в Якутии. — Якутск, 2013. – С. 78–81. – Ч. I.

[3] Петров П.П. Город Вилюйск: история основания и переименований. http://sakha.gov.ru/node/16438

[4] Миронов Н.С. За 4 века: летопись Вилюйского улуса 1600 – 2010. — Вилюйск, 2013. – С. 17.

[5] Миронов Н.С. Вилюйск и его улицы. — Вилюйск, 2014. – С. 25.

[6] Юрганова И.И. Епископы Якутии. Омск, 2010. – С. 15.

[7] Миронов Н.С. За 4 века: летопись Вилюйского улуса 1600 – 2010.  Вилюйск, 2013. – С. 25.

[8] Донской Г.С. Вилюйский музей народного образования. Якутск, 1992. – С. 11-15.

[9] Юрганова И.И. Миссионерская деятельность  Русской Православной Церкви в Якутском крае. М-лы III Международной научной конференции «Русская Америка». Иркутск, 2007. http://www.pribaikal.ru/iaz-item/article/7195.html

[10]  Юрганова И.И. Церкви Якутии (краткая история). Якутск, 2010. – С. 16.

[11] Шишигин Е.С. Якутская епархия (краткий исторический очерк). Мирный, 1997. – С. 56,57.

[12] Юрганова И.И. Церкви Якутии (краткая история). — Якутск, 2005. – С. 32.

[13] Миронов Н.С. Вилюйск и его улицы. — Вилюйск, 2014. – С. 25.

[14] Томский Н.Е. Вилюйский Ротшильд. — Якутск, 2006. – С. 50-52.

[15] См.: Юрганова И.И. Церкви Якутии: Краткая история. — Якутск, 2005. – С. 37

[16] Миронов Н.С. За 4 века: летопись Вилюйского улуса 1600 – 2010. — Вилюйск, 2013. – С. 41.

В советское время в здании Пантелеймоновской церкви находилось общежитие. В 1972 г. результате пожара бывшая церковь великомученика Пантелеимона при колонии прокаженных полностью сгорела.

[17] См.: Юрганова И.И. Церкви Якутии: Краткая история… – С. 72.

[18] Инородец —  человек иной народности; впоследствии, как выражение великодержавной идеологии, — человек, принадлежащий к одной из малых народностей, составлявших национальное меньшинство в бывшей Российской империи (преим. о народностях восточных окраин). См.: Толковый словарь русского языка / под ред.  Д.Н. Ушакова — М., 1935.

[19] Шишигин Е.С. Прогрессивное значение христианизации народов Якутии. 2006. // http://www.patriarchia.ru/db/text/162736.html

[20] Юрганова И.И. Церкви Якутии: Краткая история… – С. 94.

[21] Миронов Н.С. Вилюйск и его улицы. Вилюйск, 2014. – С. 25.

[22] Юрганова И.И. Церкви Якутии: Краткая история… – С. 210.

[23] Там же.

[24] Там же. – С. 35.

[25] Донской Г.С. Вилюйский музей народного образования. Якутск, 1992. – С. 13-14.

[26] Национальный архив Республики Саха (Якутия). – Ф. 56. Оп. 1. – Д. 62.

Аммосова Т.П. Новиков Петр Васильевич. Первый директор училища // Кузница педагогических кадров: 85 лет Вилюйскому педагогическому колледжу им. Н.Г. Чернышевского. – Якутск, 2008. – С. 37-43.

[27] Аммосова Т.П. Новиков Петр Васильевич… — С. 43.

[28] Там же.

[29] Книга Екклезиаста гл. 3, стих 5. http://rusbible.ru/sinodal/ekk.html

[30] Епископ Зосима (Давыдов). Служение Русской Православной Церкви в Якутском крае. 2006. http://www.pravoslavie.ru/jurnal/684.htm